Трансформация под цифровизацию
публикация - 2024-01-20 / cоздание - 2022-01-06 - из архива
PS: нужно ли нам заниматься производительностью труда?


Если вдуматься, то минусов от повышения производительности труда для персонала бизнеса, да и в целом для государства, больше, чем плюсов. В условиях, когда темпы мирового спроса снижаются, вслед за снижающимися темпами роста народонаселения, расчет конкуренция за освоенные рынки сбыта. Фундаментально конкурентоспособность обеспечивается более высоким уровнем производительности труда.

Но повышение производительности труда в условиях, когда рынки сбыта уже не растут, неминуемо приводит к снижению количества персонала необходимого для того, чтобы удовлетворить общий спрос. Иными словами, повышение производительности труда в условиях снижающихся темпов спроса ведет к тому, что количество незанятого работой населения постоянно растет: за счет оптимизации цепочек создания ценности и бизнес-процессов, их механизации и автоматизации происходит вывод человека из потока создания ценности. Не только специалистов и рабочих, но и руководителей. Сейчас в активе у человечества уже есть технологии, которые позволяют организовать автономные, то бишь безлюдные производства. Но зачем работникам бизнеса повышать производительность труда на своих рабочих местах – зачем «рубить сук, котором они сидят?».
Что касается государства, то оно при повсеместном повышении производительности труда получает постоянно растущую численность населения, освобожденную от работы. Незанятое работой народонаселение – это риски для стабильности. Здесь кардинальным образом усложняется государственное управление.
А что можно отнести к плюсам повышения производительности труда? Если довести до крайности, то повышение производительности труда приведет к автономным роботизированным предприятиям, которые будут способны «без человека» обеспечивать его потребности максимально быстро, качественно с минимальными ресурсами.
Итого. На весах. С одной стороны, низкая производительность труда, менее качественные продукты, более высокая цена, низкая скорость реакции на запросы рынка, но занятое трудом народонаселение. А все-таки – для многих работа является значимым смыслом жизни. С другой стороны, автономные роботизированные производства и… безработные люди.
Что выбирает человечество? И если у него этот выбор? Если посмотреть более внимательно, то у «акул-бизнеса» - владельцев, нет другого выхода как повышать конкурентоспособность своих предприятий. В условиях постоянно снижающихся темпов роста спроса они вынуждены усиливать конкурентную борьбу за уже освоенные рынки сбыта. Как? За счет повышения скорости реакции на рынки, качества работ и самое главное обеспечения конкурентной цены, которая определяется, вдумайтесь в это, совокупным количеством труда, привлеченным для создания продуктов и услуг для потребителей. Еще раз проговорю… мы сырью, энергии, технологиям, оборудованию… самим по себе, деньги не платим, мы платим деньги только людям, которые их добывают, разрабатывают, производят... И чем меньше людей во всем потоке создания ценности, тем меньше издержки, и больше возможностей сделать цену на свою продукцию более привлекательной для клиентов. В комплексе всю эту задачу как раз и решает оптимизация цепочек создания стоимости и бизнес-процессов, их механизация и автоматизация, то бишь повышение производительности труда. И это объективный процесс: если «акулы бизнеса» им не будут заниматься, они просто прогорят.
С позиции простого обывателя, да и государства, есть три варианта реакции на этот вызов. Первый - не замечать и «играть в дурку». Но тогда мы придем к ситуации, когда наши конкуренты, нас потихоньку отожмут от рынков сбыта и мы останемся у разбитого корыта. Второй – дать бой. Кому? «Акулам бизнеса». История показывает, что проблему этим не решишь. Есть и третий путь – самый трудный, но при этом самый эффективный - принять эту ситуацию и научиться использовать ее в своих интересах: если процесс повышения производительности труда неминуем, и в пределе мы получим автономные роботизированные производства, то мы начинаем соответствующим образом трансформировать свою модель поведения.
Недавно, выступая перед студентами, задал им вопрос: «Выбор за вами. Кто вы в будущем? Малочисленный, но высокооплачиваемый, креативный класс? Убывающий средний класс? Или увеличивающийся бедный класс? Вам решать вашу судьбу. По крайней мере у вас есть время и есть выбор. Он остается за вами».
От того, какой мы сделаем выбор зависит наше будущее. Можно продолжать, как это делают большинство российских компаний, «играть в дурку»: очень многие говорят про необходимость повышения эффективности труда, создают «бурную активность», но мало кто реально ей занимается на практике. Проще ослабить рубль и тем самым повысить конкурентоспособность, нежели чем реально трансформировать сложившуюся модель организации российского бизнеса, да и государства в целом. Да, это помогает с точки зрения среднесрочной перспективы, но на долгосрочном горизонте… мы не сможем конкурировать с «роботами».

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=12599