Трансформация под цифровизацию публикация - 2024-04-09 / cоздание - 2022-01-13 - из архива Базис для «алгоритмики» сквозного оперативного планирования
Существуют две принципиальных модели планирования потока создания ценности:
- «Выталкивающая» - от поставщиков к удовлетворению потребности клиента. Преимуществом этой модели является реалистичные сроки исполнения заказов клиентов. Минусом – ориентация на склад, длительное время исполнения заказов, большой уровень запасов.
- «Вытягивающая» - от клиента до поставщиков. Преимуществом модели является ориентация на клиента, высокая скорость реакции на изменения, минимальное время исполнения, низкий уровень запасов. Минусом – есть вероятность того, что заказ не будет исполнен в срок.
При выборе модели планирования всегда встает вопрос: «что на первом месте: сроки или себестоимость исполнения?».
«Выталкивающая» модель очень хорошо подходит, если нужно гарантированное исполнение заказов в срок при этом цена продукции стоит не на первом месте, а заказы принимаются только с заведомо исполнимыми сроками: пришел клиент, сделал запрос о сроках исполнения, получил математически рассчитанную по выталкивающему принципу дату исполнения на основании утвержденных нормативов, согласился с этим, сформировал заказ. «Вытягивающая» модель хорошо работает в условиях жесткого конкурентного рынка - здесь и цена, и сроки исполнения имеют значение: когда пришел клиент, ему важно дать конкурентную цену и… принять к исполнению запрос даже если он с нереалистичным сроком исполнения, иначе его можно потерять.
Как мы видим, для конкурентного рынка лучше всего подходит «вытягивающая» модель, для неконкурентного – «выталкивающая». Но хороший хозяин всегда будет целеустремлять свой бизнес к «вытягивающей» модели даже если он находится в неконкурентном рынке, так как это ему дает возможность достичь максимального финансового результата. |