Трансформация под цифровизацию публикация - 2024-02-13 / cоздание - 2022-01-17 - из архива Поэтапное снижение барьеров в системе управления
Если у бизнеса появился реальный запрос повысить внутреннюю операционную эффективность, ему придется решиться на шаг, который приведет к повышению уровня прозрачности системы, повышению скорости и качества реакции на внешние и внутренние изменения… ему придется решиться на снижение уровней управления, которые кардинальным образом сократят количество вертикальных и горизонтальных барьеров в системе управления — а это будет сделать очень проблематично.
Чем больше уровней управления, тем ниже прозрачность системы и хуже качество управления бизнесом.
Чем больше уровней управления, тем ниже скорость принятия управленческих решений и опять-таки хуже качество управления бизнесом.
Но… снижение количества уровней управления кардинально меняет модель поведения практически всех участников бизнеса. Не только менеджеров, но и специалистов, и рабочих. Если в традиционной системе управления топ-менеджеры закрепляются за локальными функциями, то в горизонтальной системе управления закрепление осуществляют за сквозными процессами. Кардинальная ломка модели поведения. Осуществлять быстро – очень рискованно. Поэтому на практике сокращение уровней управления целесообразно выполнять поэтапно.
По мере внедрения командной организации труда, централизации сквозного управления логистикой, качеством, надежностью оборудования, обеспечением персонала и делегирования им функций от функциональных управленцев, сокращение уровней управления осуществляется путем поэтапного укрупнения: например, было 8 начальников участков, стало 4; по мере развития ситуации из 4 –х остается 2 или 1. В его задачи уже не входит планирование, контроль исполнения… Его задача – мониторинг функционирования системы, помощь в нестандартных ситуациях, а самое главное – организация безопасности труда. Это уже не начальник. Миникоманды работают относительно самостоятельно по сменным заданиям и стандартам действий. Управление потоком осуществляют централизованные службы. Что остается за оставшимся руководителем? Он становится руководителем потока: следит как в целом функционирует система и при нестандартных ситуациях помогает их устранять.
Лучшей мировой практикой является организация трехуровневой системы управления: управляющий директор, директор по направлению, старший мастер. Снижение уровней управления с 7 до 3 сокращает количество вертикальных и горизонтальных барьеров в системе управления на порядки! Соответственно, это приводит к существенному повышению скорости реакции на изменения. А если все ключевые процессы выстраиваются в соответствии с горизонтальной моделью управления, то это существенно повышает операционную эффективность бизнеса в целом. |