Трансформация под цифровизацию публикация - 2024-07-29 / cоздание - 2022-01-28 - из архива Резюме по блоку цифровизации
Первое. Целевое видение ИТ-архитектуры бизнеса – это ИТ- архитектура, которая позволяет организовать динамическое оптимизационное управление бизнесом, в котором постоянно минимизируется привлечение человеческого труда. Тем самым мы стремимся к адаптивному и автономному бизнесу – бизнесу, который обеспечивает максимальную конкурентоспособность.
Идеальной ситуацией для построения целевой ИТ - архитектуры является реализация управления бизнесом в единой программной среде – на единой ИТ платформе. Это позволяет не только снизить издержки на интеграции и обслуживании. Это позволяет реализовать сквозное «бесшовное» динамическое оптимизационное управление всем бизнесом. Такой концепт стараются реализовывать Siemens, Hydro, PCI … в России – всех ближе к ним стоит 1С.
Второе. Внедрение целевого состояния ИТ-архитектуры требует реализации в бизнесе сквозных процессов управления на организационном уровне – от потребности клиентов до ее удовлетворения.
В свою очередь реализация сквозных процессов управления потоком создания ценности невозможна без кардинальной бизнес-трансформации – трансформации бизнес-архитектуры. Поэтому сначала бизнес-трансформация, а уж потом цифровизация.
Третье. Давайте я еще раз приведу некоторые метрики эффективной бизнес-трансформации под последующую цифровизацию, соответствующие лучшему мировому опыту. А вы можете сопоставить его с бизнесом, в котором работаете.
Командная организация труда. Лучшая практика - норма управляемости 1 к 2–3, взаимодействие – клиент/поставщик. Типовая - норма управляемости 1 к 15–30, взаимодействие – начальник/подчиненный.
Управление потоком. Лучшая практика – сквозное централизованное оперативное управление бизнесом. Типовая ситуация – функционально-локальное управление.
Уровни управления. Обратите на это внимание. Лучший мировой опыт - двухуровневая система, типовая - семиуровневая.
Уровень стандартизации. Стандартизированное исполнение заказов [сменно-суточных заданий]. Лучшая практика - более 5 стандартов на человека. Типовая – менее 1 стандарта на человека.
Цифровизация/автоматизация. Лучшая практика - очень хорошая цифровизация на уровне АСУТП/SCADA и MES – как раз на уровне оперативного управления бизнесом. Так и должно быть в адаптивном клиентоцентричном бизнесе.
PS: роботизированные производственные системы
Если посмотреть на развитие бизнеса пошире, то со временем приходишь к пониманию, что мы последовательно движемся к адаптивным [быстрореагирующим] и автономным [безлюдным] моделям организации бизнеса. Объективная динамика. Мы можем принимать ее или нет, но… будущее за роботизированными производственными системами. Даже нет, надо смотреть шире: за роботизированными бизнес-системами.
Объективность этого обусловлена прежде всего конкурентной борьбой. Чем быстрее реагирует бизнес на внешние и внутренние изменения, тем выше его конкурентоспособность. Чем меньшим количеством людей он создает ценность, тем выше его конкурентоспособность. К тому же эту тенденцию укрепляют устремления западного мира к зеленым технологиям, которые очень хорошо вписываются в роботизированную модель организации бизнеса, так как она позволяет меньшими ресурсами обеспечивать потребности человечества. Против этого не попрешь. Но переход к роботизированной модели организации бизнеса, осуществляется не путем прямолинейной цифровизации его процессов. Всему этому предшествует довольно длительная эволюционная бизнес-трансформация: как процессов управления, так и процессов исполнения.
Какой толк от цифровизации неупорядоченной многоуровневой «начальнико-центричной» модели управления? Что она нам даст? Закрепление неэффективной модели управления. Реальный финансовый эффект достигается преобразованием системы управления в клиенто-центричный формат – в горизонтальную модель управления потоком создания ценности с последующей автоматизацией упорядоченных процессов.
Какой толк от автоматизации труда недозагруженного работой человека? Сначала нужно преобразовать систему исполнения, в которой труд человека будет выстроен максимально в поток операций – без ожиданий. В этом случае роботизация физического труда становится экономически целесообразной.
Конечно, можно взять и все снести. С нуля спроектировать автоматический комплекс, построить его и запустить. Но навряд ли в мире найдется такой гений, который сможет это сделать без соответствующего базиса, коим являются действующие производства. Передовые цифровые предприятия мира достигли своего успеха путем длительного эволюционного развития.
Эффективной цифровизации всегда предшествует кардинальная трансформация процессов потока создания ценности, которая длится не год, и не два, и не три… десятилетия. Очень долго работал с европейцами. В полном контакте. Так вот прежде, чем достичь довольно приличного уровня цифровизации своих процессов, они десятилетиями развивали свою бизнес-модель: делали ее клиентоцентричной, быстрореагирующей и… с минимальным количеством обслуживающего персонала.
Недавно просматривал один видеоролик в Ютуб. Там рассказывается об одном уникальном опыте внедрения роботизированной производственной системы в масштабах целой страны. А это было... более 40 лет назад. Тем не менее, этот опыт мог бы послужить примером даже для многих современных предприятий. Так вот они акцентированно двигались к роботизированным производствам более 30 лет, изначально осмысленно и последовательно трансформируя свою производственную бизнес-модель. Речь идет об уникальном опыте роботизации бизнеса … в ГДР. Посмотрите этот ролик https://youtu.be/yId71iGUWM8 с названием «Как убивали ГДР» - не пожалеете. |