Трансформация под цифровизацию публикация - 2023-07-08 / cоздание - 2022-01-29 «AS-IS» - диагностика «как есть» текущей бизнес - и ИТ - архитектуры
При реализации сквозного процессного управления потоком создания ценности с последующей цифровизацией приходиться трансформировать текущую бизнес - и ИТ - архитектуру.
Есть такие «развивальщики», которые не заморачиваются текущим состоянием бизнеса, приходят с целевыми бизнес-моделями, предлагают их бизнесу, пытаются «насадить» их на текущее состояние, которое о котором ничего не знают, и… терпят фиаско. Дело в том, что разрыв между текущим и целевым состоянием может составлять 5-7-10 лет активного развития. Поэтому, видя в предложенной целевой модели «фантастику», бизнес начинает «блокироваться от нее и саботировать». Здесь очень важно прежде, чем начинать активные преобразования, понять, как сейчас работает бизнес, чтобы потом предложить ему решение, которое он будет способен реализовывать на практике. А для этого нужно научиться правильно описывать текущее состояние бизнес - и ИТ - архитектуры. Описывать «AS-IS».
Очень важно научиться описывать текущее состояние бизнес-процессов не «сверху-вниз» - от генерального директора до исполнителя, а «снизу-вверх» - от потока создания ценности для клиента… от потребности клиента и до ее удовлетворения. Для описания очень хорошо подходят такие нотации как VAD и EPC. В компаниях с хорошим уровнем зрелости используют для этого специализированные ИТ программы типа ARIS или Business Studio, но для начала можно начать с более доступного и простого программного обеспечения MS Visio.
При описании бизнес-процессов необходимо ответить себе на пять вопросов: «ЧТО?», «КТО?», «ГДЕ?», «КОГДА?» и в идеале «КАК?». Вопрос: «ГДЕ?» - если это управление, то в какой информационной системе; если это исполнение, то какое рабочее место.
Описывать процесс «как есть» в буквальном смысле означает «как есть», а не как хотелось бы. Для того, чтобы осуществить трансформацию под цифровизацию нам нужно знать реальное состояние дел, а далее … сопоставить его с лучшими мировыми практиками и ответить себе на вопрос: «На что мы готовы пойти для того, чтобы сделать свой бизнес лучше?». |