Трансформация под цифровизацию публикация - 2024-01-26 / cоздание - 2022-02-07 ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: ГЛОБАЛЬНАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Мы очень много говорили про целевую бизнес-модель отдельной компании – это бизнес с адаптивно-автономной моделью организации или клиентоцентричный диверсифицированный бизнес. А если посмотреть немного шире?
Ведь понятно, что за рынки сбыта конкурируют множество компаний. Какова должна быть глобальная целевая бизнес-модель в рамках общего рынка сбыта? Какова при этом должна быть стратегия развития отдельной компании? Достаточно ли только развивать существующий поток создания ценности: делать его максимально конкурентным, клиентоцентричным, адаптивно-автономным в условиях глобализованного мира? Или стоит сместить свою активность на формирование других ценностей для клиента?
Если посмотреть на реальность пошире: настоящее и прошлое, и попытаться ответить себе на вопросы:
- «а кто снимает сливки?»
- «за что готовы переплачивать люди?»
- «на чем зарабатывают акулы бизнеса?»
Ответ будет вполне вероятно следующим. Там, где спрос со стороны рынка более-менее удовлетворен – прибыль минимальна. Там где уже выстроены глобальные цепочки создания ценности, которые довольно жестко работают в конкурентном поле – прибыль минимальна. Сливки снимают те компании, которые работают на пока еще неудовлетворенный спрос со стороны рынка. На текущий момент, пожалуй, это инжиниринг новых решений. Это RnD. Разработка новых видов продукции и услуг. Но рано или поздно и здесь разовьются глобальные потоки создания ценности. И здесь компании захлестнет конкурентная борьба. Хотя, стоит признать, на горизонте замаячила новая история, которая претендует на роль главного сборщика сливок – это электронные маркетплэйсы товаров и услуг. Да, да электронные маркетплэйсы товаров и услуг. Хотя и они уже неплохо закрепились на мировых рынках, но, мне кажется, они находятся только в начальной фазе своего становления. Электронные маркетплэйсы - еMarketPlace, по сути, становятся центром управления для многих производителей товаров и услуг. Тем самым они выполняют функцию глобального управления логистикой. И на этом они зарабатывают деньги. И очень, очень большие.
Выше мы рассматривали формирование клиентоцентричных потоков создания ценности отдельного бизнеса. Рассматривали какой существенный эффект привносит централизация оперативного управления в рамках всего потока. EMarketPlace в будущем – это централизация управления большим количеством потоков создания ценности разных компаний. Эффективность такой бизнес-модели будет существенно выше, чем «слепое» конкурирование отдельных бизнесов за рынки сбыта.
В целом глобальная централизация управления цепочками создания ценности позволяет получить сбалансированную бизнес-модель, в которой есть и плановая экономика, и конкуренция, что претендует на устойчивое ее функционирование. Централизация управления позволяет максимально рационально использовать имеющиеся ресурсы, в том числе и природные. Конкуренция между цепочками создания ценности стимулирует постоянно улучшать эту ценность, в том числе и за счет постоянного снижения издержек…, которое в пределе приводит к постепенному выводу человека из потока создания ценности – об этом мы много уже говорили по ходу данной работы.
Мы уже сейчас видим, как еMarketPlace постепенно и неумолимо забирают на себя функцию глобального централизованного управления цепочками создания ценности. На базе них происходит автоматизация процессов управления логистикой, на которой во многом сконцентрирована интеллектуальная активность управленцев. Да, несомненно, еMarketPlace в будущем – это «и царь, и бог».
Понятно, что владельцы таких еMarketPlace, получат колоссальные ресурсы за счет централизации управления и «посреднической ренты», которые они могут направить на свое самоутверждение. Навряд ли государство и социум позволит этому свершиться. Очень вероятно, что по мере централизации управления экономической активностью на базе еMarketPlace, правительства будут стремиться их «национализировать». А это серьёзный конфликт интересов.
Вполне возможно, что решением этой проблемы может стать организация «независимых» от индивида маркетплэйса(ов) на базе искусственного интеллекта и блокчейна. Первое обеспечивает независимое рациональное управление на базе общепринятых правил. Второе обеспечивает прозрачность функционирования системы для всего сообщества и невозможность «подделать» алгоритмы управления.
Модель управления глобальными цепочками создания ценности на базе искусственного интеллекта - ИИ позволяет исключить индивида с его иррациональным поведением из контура управления: есть некие рациональные критерии оптимальности, есть ограничения – искусственный интеллект с их учетом обеспечит глобальную оптимизацию ресурсов по удовлетворению потребностей рынка в товарах и услугах: быстро и с минимальными потерями. Независимое управление от сильных мира сего. При этом ИИ ничего за это не возьмёт. Здесь есть над чем подумать. |