Спящая красавица публикация - 2024-07-19 / cоздание - 2024-07-19 - новое День 13. «Разговор по душам» как способ эффективной коммуникации
Директор по развитию. Недавно на «обходе ГД» задал вопрос старшему мастеру цеха №4 Николаю Л.: «Разговариваете ли вы со своим подчиненными по душам?». Его ответ мне очень понравился: «Конечно, разговариваю. Если управлять только в приказном режиме, ничего хорошего из этого не получится».
Опять же недавно, на одном из совещаний у ГД услышал от директора по персоналу интересную статистику: «Очень много трудоустроенных бросают работу в первый же месяц. Налицо проблема выстраивания коммуникаций с новыми работниками».
С одной стороны, у нас есть авторитетный и уважаемый руководящий состав, который понимает важность эффективной коммуникации, с другой стороны – получается, что он плохо использует ее на практике. И это касается не только взаимодействия с новыми работниками. Стоит признать у нас проблема эффективных коммуникаций в целом по предприятию. Здесь речь не только про информирование, здесь речь больше про отношения. Как правильно сказал Николай Л. – одними приказами результата не достичь, здесь нужно что-то другое. Я полностью с ним согласен. Уже давно занимаюсь профессионально развитием производственных систем и уяснил для себя одну простую истину: «Когда нужно серьёзно повысить эффективность бизнеса, организационные приказы дают сбой. В такой ситуации нужно использовать более тонкие методы, которые влияют на внутреннюю мотивацию человека»
Разговариваете ли вы по душам со своими коллегами и партнерами? Я — да. Помню, когда только стал управленцем, неосознанно начал применять эту практику. По моему глубокому убеждению, лидер прежде всего должен думать о развитии своих людей, не только о материальном, но и о … духовном. В последнем скрыта истинная мотивация человека, без которой невозможны сверхдостижения.
«Бумажные» методы управления персоналом по определению не могут раскрыть истинную мотивацию человека. Они используют только стимулирующие воздействия, тем самым существенно ограничивая свои возможности. Это и понятно. Эти методы управления могут быть только рациональными: кнут или пряник.
Пробуждение истинной мотивации, ориентации на сверхцель и сверхусилия требуют применения более тонких методов, основанных в большей степени не на логическом восприятии, а на… ощущениях. Отсюда и «разговор по душам» как механизм пробуждения внутренней мотивации.
«Разговор по душам» невозможно спланировать. Всё строится на ощущениях: «пойдем чаёк попьём», или «давай поговорим ни о чём», или «давай помолчим вместе». Здесь главное иметь намерение начать разговор вроде бы ни о чём, а на самом деле о главном. И чтобы понять, что же является «главным», необходимо максимально прислушаться к своим внутренним ощущениям. Ощущения начинают управлять ходом разговора. Иногда получается и вовсе «разговор без слов», после которого выходишь и понимаешь, что всё чему необходимо было случиться, случилось. И не важно, что разговор происходил без слов.
«Разговор по душам» необходим нам обоим. Он позволяет сместить восприятие в другую реальность и увидеть новые возможности. Для нас обоих. Мы лучше понимаем друг друга, понимаем, что беспокоит нас обоих. Порой слова, которые произносятся вслух, для стороннего наблюдателя могут показаться полной несуразицей. Это и понятно, ведь он не вовлечен во внутренний разговор, а слышит лишь внешние «обрывки слов». Основной разговор ведётся на уровне психики, взаимодействуя на котором, мы глубже начинаем понимать истинные мотивы друг друга.
Обоюдность и открытость здесь важна. Только через них, возможно, раскрыть друг другу нашу внутреннюю мотивацию, согласовать её между собой, договориться о совместных усилиях.
Я не верю, что максимально возможный результат можно достичь только «под дулом пистолета». Угроза дисциплинирует и мобилизует эффективно использовать имеющиеся ресурсы, но не более. Новые ресурсы без внутренней мотивации не найти. И «разговор по душам» очень сильно помогает мне мобилизовать себя и окружающих, вместе делать нашу реальность более динамичной, интересной и эффективной. |