Спящая красавица публикация - 2024-07-19 / cоздание - 2024-07-19 - новое День 40. Насколько эффективно мы используем оборудование?
…или как лучше оценить эффективность работы оборудования? Для этого, как правило используют такие коэффициенты как: КТГ, КИО или ОЕЕ.
КТГ – коэффициент технической готовности, который используют ремонтные службы для оценки своей работы. Он отражает, согласно определению, готовность оборудования к эксплуатации – его исправность. Но он не в полной мере отражает эффективность работы оборудования. Оборудование может быть исправным, но находиться в простоях.
КИО – коэффициент использования оборудования, который характеризует фактически отработанное время относительно нормативного фонда времени. По сути, характеризует простои оборудования. Если простоев нет, то КИО равен максимальному значению. Но опять-таки он не в полной мере отражает эффективность работы оборудования. Оборудование может отработать без простоев, но на пониженной скорости. Или мы можем на работающем оборудовании наделать брак и возвраты, которые снижают общую эффективность работы, но они не отражаются в КИО.
ОЕЕ – общая эффективность оборудования. Наиболее признанной в мире характеристикой, которая в полной мере характеризует эффективность работы оборудования является ОЕЕ. Она состоит из трех частей – доступность, производительность и качество. Если доступность оборудования равна 100%, отсутствуют неплановые простои, скорость (мощность) соответствует нормативным показателям и при этом не было отклонений по качеству, то ОЕЕ = 100%. Очень хороший и показательный параметр, но у него есть минус – большая трудоемкость сбора исходных данных, для того чтобы его посчитать. Поэтому ОЕЕ на хороших предприятиях внедряют поэтапно. Вычленяют из всего состава оборудования - критическое и по нему собирают всю требуемую статистику. Здесь понятие «критическое» рассматривается с позиции исполнения производственных программ, которые направлены на удовлетворение требований клиента.
ОЕЕ – это интегральный параметр. Он зависит от своевременности и качества ремонтов, системы планирования и управления, качества технологии и уровня технологической дисциплины. Технология, управление, исполнение, ремонты…
ОЕЕ является одним из трех ключевых процессных показателей работы бизнеса: объемы продаж, производительность труда и … ОЕЕ. Если объемы продаж растут, и при этом повышается эффективность использования человеческого труда и оборудования, то это очень хорошо. Всегда хорошо, когда растут объемы и снижаются издержки, положительно влияет на EBITDA (прибыль).
Есть еще один момент, почему неплохо бы знать ОЕЕ в своем бизнесе. ОЕЕ позволяет оценить уровень использования оборудования в сравнении с бенчмарк – лучшими мировыми практиками. Позволяет оценить потенциал развития. К примеру, нормальным уровнем ОЕЕ считается более 60%. Хороший уровень – более 70%.
Для того, чтобы понять потенциал развития нашего предприятия в части эффективности использования оборудования, с января 2022 года на предприятии начали осваивать процесс расчета ОЕЕ. Сначала один цех, потом второй, третий… в результате к августу 2022 «более-менее» научились считать ОЕЕ по всем критическим единицам оборудования - 74 шт. Критическим с позиции выполнения производственных программ. Мы тщательно проанализировали ОЕЕ за последних три месяца. Да, кое-где встречается неточность информации. Это всегда происходит, когда начинаешь внедрять новую методологию. Мы ее постарались минимизировать. Тем не менее, полученные результаты позволяют сделать оценку ОЕЕ по заводу с некоторыми допущениями и … оценить потенциал развития в сравнении с бенчмарк. Как видно - он очень большой. На нашем предприятии он порядка 31-37%, бенчмарк >60%. Анализ по факторам, из которых складывается ОЕЕ показывает, что «доступность» равна 59-65%, «производительность» - 41-49%, «качество» – 86-89%. «Доступность» в большей степени определяется исправностью оборудованию, «производительность» - системой планирования и управления производством, «качество» - соблюдением технологии и стандартов. По многим из этих позиций мы можем, даже в условиях финансовых ограничений, повышать эффективность использования оборудования за счет развития действующих процессов.
PS. Для того, чтобы системно решить проблему, первое что нужно сделать – принять ее «как есть» - не бежать от нее, не бороться с ней, принять и… изменить модель поведения – преобразовать процессы управления (производительность), процессы исполнения (качество), процессы обслуживания оборудования (доступность), все это должно быть отражено в нашей стратегии трансформации, которую нам совместно предстоит разработать на стратегических сессиях. Ну, об это чуть позже. |