Спящая красавица публикация - 2024-07-23 / cоздание - 2024-07-23 - новое День 93. Как описать свой бизнес-процесс? Свой поток создания ценности?
Каждый владелец процесса должен знать свой процесс. Речь идет о таких процессах как разработка продуктов и технологии производства (формирование потребности для клиента), обработка запросов клиента и формирование корзины заказов, управление исполнением заказов, снабжение, подготовка производства, производство, отгрузка… ремонты, информационное обеспечение, технологическое сопровождение, контроль качества, финансовое обеспечение, охрана труда… стратегическое планирование, проектное управление…
Недавно на меня вышел директор по ИТ Максим А.: «Сергей, помоги пожалуйста описать наши ключевые бизнес-процессы. Мы их сопоставим с лучшим мировыми практиками и разработаем концепцию трансформации ИТ службы».
Для того, чтобы начать системно развивать свои бизнес-процессы, недостаточно знать лучшие мировые практики, очень важно понимать, как они функционируют сейчас. Нужно научиться описывать свои бизнес-процессы «как есть» на самом деле: ЧТО, КТО, КОГДА, ГДЕ и КАК.
Бизнес-процесс начинается с потребности клиента и заканчивается удовлетворением потребности клиента. Соответственно владелец процесса должен знать кто у него клиент и какие у него есть потребности. Это может быть как внешний клиент, так и внутренний – в рамках потока создания ценности.
Например. Пришел «запрос от клиента». Начинаем отвечать на вопросы: что, кто, когда, где и как. Далее – «принятие решения об исполнении запроса». И опять: что, кто, когда, где и как. Далее – «планирование исполнения запроса»: кто, что, когда, где и как. «Исполнение запроса» … и так до удовлетворения потребности клиента.
После описания процесса очень важно описать организационную структуру, поддерживающую этот процесс: директор, его замы, начальники управлений и отделов, специалисты и рабочие… уровни управления, норма управляемости, какие отношения: начальник-подчиненный или командная организация труда (партнерские отношения) …
В результате на одном листе мы видим бизнес-процесс, а на другом организационную структуру его поддерживающую. Что это нам дает? Мы можем сделать «микс»- визуализировать как сейчас функционирует поток создания ценности и … сопоставить его с целевым состоянием потока создания ценности, соответствующему лучшим практикам. Такое сопоставление позволяет определить потенциал трансформаций и сформировать соответствующую программу по системному развитию своего бизнес-процесса.
1 шаг: описываем текущее состояние бизнес - процесса «как есть»
2 шаг: описываем организационную структуру «как есть», описывающую функционирования бизнес-процесса
3 шаг: визуализируем поток создания ценности «как есть»
4 шаг: визуализируем поток создания ценности «как должно быть» с учетом лучших практик
5 шаг: выполняем анализ текущего и целевого состояние потока создания ценности, определяем целевое состояние бизнес-процессов и организационной структуры, декомпозируем на этапы трансформации, запускаем систему управления изменениями – перехода от «как есть» к «как должно быть»… |