Спящая красавица публикация - 2024-07-23 / cоздание - 2024-07-23 - новое День 130. Стратегическое планирование
Вопрос искусственному интеллекту – ChatGPT: «Каков должен быть горизонт планирования в бизнесе?». Ответ: «Обычно горизонт планирования варьируется от одного года до пяти лет. Однако в некоторых отраслях до 10-20 лет. Чем дальше вы планируете, тем менее точными становятся ваши планы, поэтому их необходимо регулярно пересматривать и корректировать в соответствии с изменением ситуации на рынке и внутри компании» …
Мне довелось поработать в компании ERG в Казахстане – добыча, металлургия, энергетика… Большая компания - порядка 60 тысяч человек. Так вот казахам с подачи авторитетных западных консультантов удалось внедрить стратегическое планирование аж на 10 лет вперед с актуализацией прогнозов каждые 3 месяца… в зависимости от ситуации на рынке и внутри компании. На основании прогнозной финансовой модели они «видят» будущее и в соответствии с этим будущим принимают стратегические управленческие решения – специализация/диверсификация (целевые рынки сбыта), покупка/продажа, модернизация/консервация основных активов … по трем сценариям – базовый, пессимистичный и оптимистичный. Горизонт планирования – 10 лет вперед с ежеквартальной актуализацией. Научиться смотреть в будущее на такой горизонт времени дорого стоит.
Для того, чтобы сделать адекватную долгосрочную финансовую модель бизнеса необходимо научиться прогнозировать макроэкономическую ситуацию и рынки сбыта, знать возможности действующего производства, а также потенциал его развития…
Сами по себе механизмы формирования долгосрочной финансовой модели не сложные. Сложно научиться прогнозировать исходные для нее данные… сложно смотреть в будущее. Это не просто. Необходимо вылезти из колодца. Изучить ретроспективу – исторические макротенденции и факторы, которые их определяют. На основании этого сформировать прогноз по целевым рынкам сбыта – объемы, цены, доля нашего предприятия… потенциал для развития действующих мощностей. Да, сначала прогноз будет неточен, но с каждой итерацией/актуализацией – если ее делать периодически и на постоянной основе, будут накапливаться компетенции и прогноз будет становится точнее. Соответственно, в этом случае долгосрочная финансовая модель предприятия станет очень хорошим базисом для принятия стратегических управленческих решений.
На текущий момент на нашем предприятии коммерческой дирекцией разрабатывается маркетинговая стратегия на 5 лет вперед, в которой будет отражен прогноз по целевым рынкам сбыта и потенциал по их освоению. На основании этого дирекцией по финансам и экономики будет разработана финансовая модель на 5 лет вперед: объемы, выручка, себестоимость, Ebitda, финансовые потоки…, которая в дополнение к этому позволит оценить технико-экономическую целесообразность того или иного инвестиционного мероприятия, и тем самым сформировать эффективную инвестиционную программу: какие новые ниши развивать, какое оборудование и в какой период лучше модернизировать, откуда брать деньги на инвестиции… Но это не должно стать разовой историей. Стратегическое планирование не должно быть разовой историей. На зрелом предприятии оно должно существовать как постоянно-действующий бизнес-процесс. Такую задачу мы включили в «План трансформации нашего предприятия».
PS: От того как мы думаем, так мы и живем. Если наше мышление ограничено производственным станком, то мы никогда не станем эффективными управленцами…
Очень часто спрашиваю в «Школе трансформации» мастеров:
«Как вы считаете, какой горизонт планирования должен быть у собственников и топ-менеджеров компании?». Ответ: «Несколько лет вперед». Кто-то говорит на 5, кто-то на 7, кто-то на 10 лет вперед…
«А что в реальной жизни? Какой горизонт планирования у вашего директора, начальника цеха… в конце концов - какой горизонт планирования лично у вас?». В ответ улыбаются: «Мы понимаем, что нужно заниматься развитием, но у нас очень много проблем – у нас нет времени для стратегии».
«Если мы не научимся выделять хотя бы «5% своего времени» на стратегическое развитие, мы будем жить «как лодочка без весел». Если вы найдете в себе силы уделять всего «5% своего времени» на личное развитие и развития среды, в которой вы живете, ваше будущее определенно станет более осмысленным, интересным и эффективным». |