Спящая красавица публикация - 2024-07-23 / cоздание - 2024-07-23 - новое День 205. Когда мобилизация не помогает необходим системный подход
11 месяцев назад, когда производительность завода упала до 4177 тонн в месяц, мы столкнулись с тремя критическими проблемами: ритмичность снабжения, надежность работы оборудования, обеспечение персоналом. Относительное улучшение ситуации со снабжением, а также мобилизация коллектива позволила нам «разогнать» производство до 9283 тонн в марте 2023, а дальше… оборудование «посыпалось» - начало расти количество неплановых остановов, которое не успевает отработать действующий ремонтный персонал, не говоря уже про планово-предупредительные работы [ППР].
Ресурсов не хватает даже на своевременную отработку аварийных остановов оборудования. От этого мы теряем в объемах производства и продаж. От этого мы существенно теряем в финансовом результате работы предприятия. Когда мобилизация не помогает, необходим системный подход.
Но для того, чтобы решить проблему системно, необходимо понимать корневые причины высокой аварийщины оборудования. К сожалению, необходимой статистики по простоям для выполнения качественного анализа нам не удалось собрать, поэтому в третьем квартале 2022 года мы сделали довольно трудоемкий расчет общей эффективности оборудования [ОЕЕ] по всему критическому оборудованию [74 единицы]. Так вот он составил порядка 30% при нормальном значении 50-60%. Видно, что потенциал по производительности действующего оборудования очень и очень большой, но он реализуем при условии надежной работы оборудования, качественного управления производственной цепочкой и хорошим уровнем исполнения сменно-суточных заданий. Последние два фактора во многом определяются также надежностью работы оборудования. Итак, в чем же корневые причины низкой надежности работы оборудования?
Посмотрели на организационную структуру ремонтной службы в историческом периоде времени. По сути, она до июля 2023 года была однотипной и соответствовала ресурсной модели организации – за каждым цехом закреплялся свой конкретный ремонтный ресурс. Даже когда на предприятии ремонты были выведены в аутсорсинг [2006-2009] закрепление ремонтников оставалось за цехами. Поэтому влияние фактора структуры организации ремонтов мы здесь не рассматриваем.
Учитывая низкое качество статистики по надежности работы оборудования, мы вынуждены были воспользоваться экспертным мнением от работников предприятия для того, чтобы определить период, когда оборудование работало в надлежащем состоянии… когда был низкий уровень аварийщины и стабильная реализация ППР и КР. Практически единогласно - лучший период по оборудованию предприятия был в 2006-2009 годах. Сравнение лучшего периода работы оборудования с текущим периодом может помочь выявить наиболее вероятные причины низкой надежности работы оборудования.
В 2006-2009 годах удельные затраты на ремонт составляли порядка 2.4 тыс.руб на тонну производимой продукции при этом «удельное» количество ремонтного персонала составляло 0,007 человека на производимую тонну.
В 2017-2022 годах удельные затраты на ремонт составляли порядка 2.8 тыс.руб на тонну производимой продукции при этом «удельное» количество ремонтного персонала составляло 0,005 человека на производимую тонну.
О чем говорят эти цифры и насколько они сопоставимы?
Дело в том, что за анализируемый период времени добавился новый прокатный комплекс, а это дополнительное оборудование, которое по разным причинам не смогло заместить оборудование цеха №2. Факт остается фактом, количество оборудования меньше не стало, а значит и необходимые отчисления на амортизацию тоже не могут быть ниже. Это утверждение позволяет нам сравнить удельные затраты на ремонт двух периодов – лучшего и худшего и понять, насколько фактор финансирования ремонтов влияет на надежность работы оборудования. В 2006-2009 – 2,4 тыс.руб на тонну. В 2017-2023 – 2,8 тыс руб на тонну. Затраты незначительно выросли. Но если учесть инфляцию, то они должны быть на уровне 6 тыс.руб на тонну. Это говорит о том, что в приведенных к инфляции цифрам фактические затраты на ремонт в последнее время более чем в два раза ниже, чем в лучший период времени. А это очень существенный фактор снижения надежности работы оборудования.
Но это еще не все. В 2006-2009 годах «удельное» количество ремонтного персонала оставляло 0,007 человек на тонну. В 2017-2023 – 0,005 человека на тонну. То-есть сейчас у нас количество ремонтного персонала на 33% ниже, чем в лучший период. Это также очень значимый фактор, влияющий на стабильную работу оборудования.
Итого, что мы имеем? Если мы хотим достигнуть хорошего уровня работы оборудования [как в 2006-2009 годах] – хорошо работающей системы ППР/КР и, как следствие, низкого уровня аварийщины, нам необходимо увеличивать удельные затраты на ремонт оборудования до 6 тыс.руб на тонну произведённой продукции [и это без учета недофинансирования в прежние годы], а количество ремонтного персонала приводить к численности исходя из 0,007 человека на тонну произведенной продукции. Как бы нам тяжело не было признать этот факт, но без этого мы не сможем начать системно решать проблему оборудования, а у мобилизации коллектива тоже есть свои пределы… Если мы не начнем системно решать проблему, то «посыпется» не только оборудование, но и люди.
PS: Трансформация ремонтной службы, которую мы сейчас реализуем «не от хорошей жизни». Действующего количества ремонтного персонала не хватает даже на отработку аварийных остановов. Поэтому мы вынуждены повышать загрузку ремонтников за счет оперативной балансировки в зависимости от критических поломок в рамках всего производства. Если этого не делать, то у нас по ряду переделов вообще не будет возможности осуществлять ремонт. |