Спящая красавица публикация - 2024-07-23 / cоздание - 2024-07-23 - новое День 249. «Совместная разработка стандартов» - как инструмент вовлечения
С советских времен мы привнесли с собой управление технологией с помощью технологических инструкций и регламентов. Этого было достаточно для плановой экономики - укрупненные без детализации инструкции, целевые параметры без детализации их исполнения. Тогда ставка делалась на профессионализм работника. Его учили в специальных училищах, техникумах, институтах.
Далее он устраивался на работу уже «прокачанным» по знаниям, а навыки приобретал в течение многих лет работы. Хороший работник формировался в течение многих лет. Сейчас мы работаем в рыночных условиях: требования клиентов стимулируют формировать более широкую продуктовую линейку [а это кардинальное усложнение], производство заказов очень часто осуществляется мелкими партиями [что не позволяет персоналу «приработаться» на одной продуктовой линейке], плюс сам персонал нестабилен – он не держится за рабочие места… Советская модель управления технологией дает сбой в условиях рыночной модели ведения бизнеса… так как же эту проблему решают передовики?
С точки зрения подготовки работников, ставка делается на «стандартизированную работу» — это когда работник приходит на завод, и его наставник обучает пошаговому исполнению операций, которые отражены в стандартных операционных процедурах. Не по технологической инструкции, а по конкретной стандартной операционной процедуре, соответствующей конкретному рабочему месту. У каждого рабочего места есть пошаговый стандарт исполнения критической операции. В хороших компаниях у каждого рабочего места есть три стандарта – стандарт рабочего места, стандарт автономного обслуживания оборудования и стандартная операционная процедура. В сравнении с советской системой количество стандартов в конкурентной системе на порядки выше. К примеру, когда на Концерн Калашников приняли решение о внедрении стандартизированной работы, на предприятии было порядка 1.5 тыс. стандартов. После пяти лет активного внедрения их стало более 15 тысяч. Но для того, чтобы стандартные операционные процедуры работали на практике необходимо вовлечь в их разработку руководителей линейных подразделений, инженеров-технологов и самое главное рабочих и специалистов. Для этого есть такой инструмент производственной системы как «совместная разработка стандартов» … что это такое давайте разберемся на примере вышеупомянутого Концерна Калашников…
Выдержка из книги «Сильные Духом» - про производственную систему Концерна Калашников…
«Все понимают, что стандартизированная работа — это важно. В этом есть простой здравый смысл. Но стоит пойти на производство и поговорить «по душам» с рабочими, то становится ясным, что «есть стандарт, а есть реальная жизнь». Если на рабочем месте и есть стандарт действия, то он зачастую не отражает реальной ситуации. Бывает и так, что рабочий вообще не знает содержание «рядом висящего» стандарта. Так что же делать? Как привить культуру стандартизированной работы в массы? Ответ простой – настойчиво вовлекать в разработку и совершенствование стандартов непосредственных исполнителей. И начать нужно с «совместной разработки стандартов».
Сегодня директор оружейного дивизиона попросил помочь в запуске стандартизированной работы на одном из участков оружейного производства. Там, где у него много проблем с качеством. Начальник участка даже по этой теме открыл личный проект по развитию, хотя в его подразделении уже есть стандарты, но они как раз по части - «есть стандарты, а есть реальная жизнь». Ему же необходимо было внедрить стандарты, которые действительно помогают в деятельности его подразделения. По всем критическим операциям. Соответственно, у него встал вопрос – как это сделать? Ему необходима была помощь. Мы решили продемонстрировать как можно просто вовлечь персонал в стандартизованную работу через применение такого инструмента как «Совместная разработка стандартов». Суть ее заключается в реализации принципа «Напиши, как сделать. Сделай, как написал». Но, и конечно, с учетом лучших практик.
Так вот, мы с ним договорились, что сегодня кто-то из нас продемонстрирует ему, как он бы на его месте вовлекал рабочих в стандартизованную работу. Для этого предложили выбрать какую-то критическую операцию для стандартизации, собрать лучших рабочих, поучаствовать самому в этом процессе в роли рабочего.
В цехе было шумно, не было специально выделенной комнаты, условия для разработки стандарта оставляли желать лучшего. Но кто говорил, что будет легко. Предложили использовать часть незаполненной доски ОТК, сесть как можно ближе к ней, чтобы можно было дискутировать, вооружились маркером… и начали работать с коллективом. Взаимодействовать в режиме диалога. А результаты фиксировать на доске.
«Какую сегодня будем описывать критическую операцию?»
«Давайте разобьём операцию на элементарные действия»
«Какое первое действие?»
«Какая длительность этого действия с учетом лучшей практики?»
«Достаточно ли описана детализация этого действия? Может быть здесь сделать фотографию?»
«Какое следующее действие?»
«Что делать, если случилось отклонение?»
«Все ли действия соответствуют техпроцессам?»
«Все ли действия безопасны?».
В результате довольно живенькой беседы, мы набросали проект стандарта действий по рассматриваемой операции. У нас это заняло 30 мин. Понятно, что его необходимо будет оформить в формате Word или Excel, где-то необходимо будет вставить фотографии, а где - то что - то уточнить. Но в целом основная суть была зафиксирована с учетом лучших практик. Мы описали операцию как ее выполняют непосредственные исполнители. Они сами разрабатывали свой стандарт, они активно в этом участвовали, для них это не пройдет бесследно. Вот так вот просто, можно вовлечь персонал в стандартизированную работу. Здесь достигается совершенно другое отношение к стандартам. По-человечески, если этот стандарт будет нарушать тот, кто его делал, то он будет неправ. Осознание этого будет соответствующим образом воздействовать на него. Если человек ответственный и отвечает за свои слова, он будет действовать в соответствии с разработанным им же стандартом.
И в заключении встречи начальнику участка был задал компрометирующий вопрос: «Кто будет оформлять стандарт, согласовывать его с технологами, инженерами по качеству и специалистами по охране труда, визуализировать на рабочем месте?». Можно, конечно, поручить специально обученному человеку извне, но способствует ли это вовлечению? Если начальник участка все же хочет решить проблему вовлечения в стандартизированную работу, ему придется решить эту проблему в рамках своего коллектива. Если сами разрабатываем, сами согласовываем, сами обучаем…мы тем самым становимся хозяевами своих стандартов действий. В этом случае вовлечение становится максимальным, что не может не повлиять на улучшение операционной эффективности участка. В этом и есть основная задача стандартизированной работы». |