Спящая красавица публикация - 2024-07-23 / cоздание - 2024-07-23 - новое День 281. Прибыль делают люди…
В свое время считал, что технологии определяют эффективность работы бизнеса. По мере погружения в проблематику операционной эффективности осознал, что организация бизнес-процессов более значимый фактор. Он упреждающий, влияет на всю деятельность компании, не только на развитие технологий. Оказывается, что есть еще более упреждающий и более значимый фактор – это люди.
Как сказал однажды довольно известный и авторитетный топ-менеджер: «Прибыль делают люди…». Если вдуматься, очень глубокая фраза. А качество людей измеряется производственной культурой. Именно поэтому передовые компании ставку делают не только на технологии, они активно развивают и процессы, и культуру. Вы, наверное, слышали про производственную систему Тойота, или, близкое к нам, бизнес-систему Alcoa… Это как раз про развитие процессов и культуры.
Если процессы развивают «сверху-вниз», то культуру производства – «снизу-вверх»
Развитие «сверху -вниз». Недавно Максим А., наш ИТ директор, предложил поучить топ-менеджмент нашего предприятия бизнес-процессированию как способ системного развития своих процессов. Как правильно описывать свою текущую деятельность… Как разрабатывать целевые процессы с учетом лучших мировых практик... Перед ним стоит стратегическая задача – цифровая трансформация. А она требует упреждающего преобразования бизнес-процессов в соответствии с бенчмарк. Если мы хотим получить эффекты от ИТ, то целесообразно автоматизировать только упорядоченные процессы… их еще называют сквозные процессы [end to end process]. А у нас на нашем предприятии далеко не все процессы удовлетворяют этим условиям. Соответственно, каждый владелец процесса – каждый топ-менеджер, должен научиться системно развивать свои процессы. Отсюда и запрос со стороны генерального директора к ключевым топ-менеджерам – «у вас должны быть стратегии развития своих направлений» - не только ЧТО, но и КАК. А КАК означает изменение модели поведения… преобразование процессов. Начиная с декабря у нас топ-менеджмент на днях информирования будет осуществлять защиту актуализированных стратегий развития своих направлений перед ГД… ЧТО и КАК.
Развитие «снизу-вверх». Вот уже более года два раза в неделю мы осуществляем «Обход ГД» производственных участков, на котором ключевые владельцы процессов предприятия непосредственно на рабочих местах «диагностируют» текущее состояние и «приучают» линейных руководителей подразделений развиваться в направлении лучших практик каждый по своему направлению: охрана труда, персонал, качество, технология, оборудование, планирование, производство... В рамках «Обхода ГД» мы оцениваем динамику развития подразделения в формате светофор. Это довольно хороший механизм управления изменениями. Через светофор мы стараемся приучить линейных руководителей развивать производственную культуру в широком смысле этого слова. В дополнении к этому есть еще один инструмент, который мы запустили два месяца назад. Он называется – «дорожная карта». Мы его совместили с «Обходом ГД». «Дорожная карта» показывает развитие производства не с позиции динамики преобразований, а с позиции исполнения основных требований к эффективности от ключевых владельцев процесса. Если все требования по процессу исполняются, то оценка «5». По ней виден уровень развития производственной системы каждого из подразделений по пятибальной оценке. К примеру, самый высокий уровень развития производственной системы [а мы уже сделали оценку по должной карте порядка 70% всех подразделений] отмечается в цехах №21,76,10. Там действительно очень и очень достойно. Не надо никуда ехать в другие компании, нужно просто поучиться у лучших. А вот в цехах № 4 и 2… очень низкий уровень развития производственной системы. «Дорожная карта» позволяет увидеть и сравнить между собой уровень развития производственной системы и соответственно оценить потенциал. С этого нужно начинать. Принять реальную ситуацию. Научиться ее измерять. Поставить цели… и вперед. При должном намерении мы рано и поздно приведем производственную культуру на нашем предприятия до мирового уровня. Этого не нужно бояться. К этому нужно несгибаемо стремиться.
PS. «Люди делают прибыль…». Качество людей измеряется производственной культурой в широком смысле. Как-то я услышал реплику от основного акционера компании ОМК, когда он осознал важность развития культуры производства: «Я трачу огромные средства на строительство новых активов и модернизацию действующих заводов. Мы устанавливаем на наших предприятиях дорогое высокотехнологическое современное оборудование. Но какой толк от этого, если этому оборудованию не соответствует качество наших людей. Современное оборудование требует высококачественных людей. Для того чтобы их [людей] развивать, нам необходимо активно внедрять современную производственную систему. Производственную систему ОМК».
Сейчас производственная система ОМК по мнению авторитетных аудиторов одна из лучших в России. Через развитие производственной системы [производственной культуры] они повышают качество своих людей. |