Идеология порядка публикация - 2023-05-25 / cоздание - 2014-03-27 - из архива В чем суть эффективной производственной системы? ч.3
Мифы производственной системы
Я знаком со многими производственными системами России. В основном — это пиар-компании. Маркетинговая обертка, которая повышает рейтинги производственных холдингов. Почему так? Пиар сделать легко. А вот реальный результат достигнуть сложно. Требует значительно больших усилий.
На самом деле все компании занимаются развитием своей собственной производственной бизнес-системы. Вопрос только в том, какие реальные цели и мотивация у производственных менеджеров. От этого и зависит, какая будет ее эффективность.
Когда развивались такие признанные производственные системы как у Тойоты, Форда, Мерседеса и т. п., то у них не было изначально понимания какие методы и инструменты применять для создания эффективной ПС. Методы и инструменты — это лишь следствие. Следствие намерений их лидеров. Их целеустремлений и желаний. Лидеров, которые со своей неуемной энергией смогли создать эффективный менеджмент, вовлечь в развитие персонал. Лидеров, которые в своем желании, способны поддержать созданные изменения длительное время. Лидеров, которые способны обучаться и извлекать из практики эффективные методы и инструменты.
Идея лидера, энергия лидера, и как следствие - эффективный менеджмент, вовлечение коллектива, методы и инструменты — это и есть составляющие реальной немаркетинговой производственной бизнес-системы.
Идея лидера. Ей мало кто придает значение. Но для лидера это не пустой звук. «Сделать обитаемую станцию на Луне». «Сформировать средний класс», «Заселить Сибирь», «Великая Россия». Не важно. Важен лидер, его идея, непоколебимая веря и несгибаемое намерение. Без этого никуда. И такие лидеры есть. Их надо найти. Создать условия для развития. И они себя проявят.
Лидерами рождаются. Хотя раньше считал, что лидерские качества можно воспитать. Ошибался. Это с рождения. Понял на своих детях. Одинаковое воспитание, а намерения и энергия разная. Видимо сама природа с рождением ребенка выталкивает в мир некую разрушительную или созидательную энергию.
Лидеры есть везде. Даже среди бомжей. Отличие в уровнях восприятия. Ширины сознания. А вот на ширину сознания мы можем повлиять. Путем обучения. И несколько за партой. Лучше на практике. А кто способен это сделать? Только лидер. Ему и флаг в руки. Главной функцией лидера является «взращивание» новых лидеров.
Идея лидера не всегда согласуется с целями и задачами общества, компании. Как правило, она идет вразрез. Если лидер сильный, то со временем его идея становится частью системы. Придает ей новую энергию и качество. Надо понимать это. Лидер привносит в систему новое. То, что помогает компании не просто выжить, а победить.
Эффективный менеджмент. Лидер он на то и лидер, чтобы увлечь за собой людей. Где-то кнутом, а где-то пряником. И не только… Я различаю два типа лидеров – вождь и идеолог. Для большого коллектива лидеру необходимо создать команду менеджеров. Это небольшая группа доверенных лиц. Три – четыре человека, как правило, стоящих во главе отдельных направлений. Они пользуются доверием лидера и признают его. У каждого есть свои сильные стороны. Один «яйцеголовый», другой местный авторитет, третий смотрящий... Это зависит от тех задач, которые ставит лидер. Он и определяет нужную ему «специализацию». Делегирует им ответственность, при необходимости ограничивает. Они признают идею лидера. Лидер «обучает» их целеполаганию и жизненной мудрости при этом способен принять во внимание их точку зрения.
Вовлечение людей в изменения. Без этого ни лидер, ни его команда не смогут ничего реального внедрить. Целая наука. И тут вам советчик не сколько ваш ум, сколько ваша интуиция, которая позволяет чувствовать людей, их настроение и интересы. Ваша задача заинтересовать, возбудить, сделать неравнодушными. Всегда большинство будет против. Иначе бы все само бы делалось.
Человек - не компьютер. Он сложнее. С одной стороны, не хочет и с места двигаться, так проще, комфортнее, теплее. С другой - его тянет к новому. «Изнутри рвет». Тело стремится к покою, а душа к драйву. Этим и пользуется лидер. «Видит» человека, коллектив и … манипулирует им. Плохое слово. Но в точку. Он не стоит, действует. Старается убедить в необходимости. Не получается, заставляет силой. Демонстрирует свое намерение. При необходимости отступает, но обязательно доделывает потом. Не сдается. Формирует большинство... Приемов много. У каждого свой. Не знаешь. Пробуй. Сделай первый шаг. Выработай свою манеру вовлечения.
Методы и инструменты эффективной ПС. Большинство пытается начать внедрение брендовых производственных систем и … терпят фиаско. Надо понимать, что методы и инструменты - следствие. Об этом писал выше. И об этом буду писать ниже. Не может быть слово без говорящего. Не может быть эффективной ПС без лидера. Не может лидер просто так принять чужие методы и инструменты. У него своя идея и задачи. И только ради них он готов «прыгать на амбразуры». Он использует только то, что помогает ему реализовать свою идею. И, как правило, он сам создает новые методы и инструменты. Со своими названиями. А может быть у них никогда и не будет названия. Это не имеет значение. Ими просто будут пользоваться.
Самый главный миф производственной системы – это то, что можно внедрить эффективную производственную систему извне. Нанял консультантов. Запустил их в производство и все – ждем, когда они дадут результат. Ан, нет. Не получается. Консультанты говорят, плохая дисциплина. Хорошо, накажем, или заменим менеджмент. Но опять, кроме пиара ничего. Консультанты опять грешат только уже на новый менеджмент.
Только лидер коллектива способен внедрить изменения. Это его изменения, а не консультантов. Он в них верит, поэтому и внедряет наперекор всему. А отсюда и вывод: «взращивай лидерство», поддерживай ротацию менеджмента, распространяй лучший «свой» опыт. |