Идеология порядка публикация - 2022-06-15 / cоздание - 2014-04-21 - из архива Важность идеологии в развитии ч.5
О чем болит голова у стратега?
Понятно, что не каждый менеджер способен мыслить и действовать стратегически. Проблема в узости восприятия. Если рабочий или специалист воспринимает мир на уровне физического результата, хороший операционный менеджер на уровне формирования механизмов достижения результатов, то стратег должен мыслить на уровне управления механизмами.
Уровень управления механизмами требует особого восприятия реальности. Не зацикливаться на рутине, не тратить энергию на мелкие интриги и конкуренцию, думать шире, иметь смелость взглянуть за грань. Я называю это восприятие стратега. Видение мира как он есть. Мои наблюдения показывают, что восприятие стратега появляется у людей, которые смогли обуздать свой страх. Страхи у всех есть. Один бежит от него, другой борется с ними. Стратег не делает ни того ни другого. Он устраняет саму причину страха, тем самым очищая свое сознание от глупых «энергозатратных» мыслей и эмоций, освобождая его для абстрактных размышлений.
О чем болит голова стратега? О том, как познать картину мира во всех ее взаимосвязях. И о том, как эффективно встроиться в окружающую действительность. Познание мира нельзя упрощать. Познание осуществляется не только на уровне логики, но и ощущений. Жизнь не такая простая, как кажется. Здесь недостаточно мыслить рационально, здесь надо чувствовать, доверять интуиции. И картинка начнет проясняться.
Стратег воспринимает мир для себя и окружающих. Большая ответственность. Что касается понятия «эффективно встроиться», то здесь тоже не все так просто. У каждого своя правда. И у стратега она тоже есть. Умение видеть мир как он есть обязывает его принимать решения не только за себя, но и за других.
В основе любой стратегии должна быть Идея, которая отражает новую реальность для окружающих. По сути, идея должна согласовать интересы окружающих. Бизнеса и персонала. Лидера и общества.
Стратег – это тоже лидер. Но лидер направления. Это идеолог, у которого кроме «знаю», есть глубокая вера. Только вера в идею способно вылиться в намерение реализовать новую реальность.
Стратегу важно, чтобы его идею восприняли люди. Про веру я сказал. Без нее в идею стратега не поверят люди. Но людям легче поверить в идею, если она на начальном этапе представлена в понятной концепцию развития. Идею нужно трансформировать в понятные термины: цели, задачи, программы. Особое искусство. Им надо владеть.
Объект стратега - действующие лидеры коллектива: среди менеджмента и рабочих. Те, за кем идут люди. За людьми сильных духом. Стратегу важно найти с ними точки соприкосновения. Найти «компромиссную» идею для развития. Лидеры должны понимать свою выгоду от взаимодействия со стратегом. Стратегу не обязательно быть лидером коллектива, да и скорее всего это и невозможно. Его задача - идеологическое наполнение, которое делает сильных лидеров единомышленниками. Его сила в убеждении и… внушении.
Стратег должен думать о ресурсах. Он должен уметь вовлекать в реализацию идеи держателей ресурсов, используя как убеждение, так и внушение. Те, кто откликнулся на идею стратега, становятся союзниками, для прочих необходима демонстрация силы. По-другому не получится. И здесь важна позиция команды единомышленников – лидеров. Даже если демонстрация силы не склонила «прочих» на сторону команды, все равно формируется конструктивный конфликт, который в некотором смысле полезен. Я имею ввиду, мобилизацию усилий как с одной, так и с другой стороны.
Демонстрация силы необходима при реализации идеи. Миром движет стимулы и мотивы. Одной веры в идею мало. Необходима встряска - демонстрация намерения. Она не нужна в постоянном режиме. Периодическая, направленная на реализацию общих целей и задач.
Иногда стратегу нужно «встряхнуть» лидеров, с которыми он работает. Но мягко. Лучше незаметно. Они же лидеры. Сами с усами. Одним из эффективных способов встряски лидеров является «провокация». Визуализация лучших и худших сторон. Визуализация в сопоставлении с другими лидерами.
Есть еще один важный момент, который занимает голову стратега. Это формирование эффективного лидерства для конкретной миссии. Здесь нельзя подходить однобоко. Для каждой ситуации свой лидер. Но ситуация меняется. Соответственно, должна быть своевременная ротация менеджмента. Надо понимать, что задача эффективного управления операционным персоналом – это не задача стратега, это задача лидера коллектива. Развитие операционной деятельности, реализация локальных тактических программ в соответствии с общей идеей – это функция лидера. Но у лидера свои мотивы и когда они начинают идти в разрез с общей идеей – необходима ротация. Иногда пути расходятся.
У стратега есть свои страхи. Иногда его пугает оторванность от рутины. Но иначе не достичь требуемой абстракции. Он «пересматривает» свои страхи, так чтобы они не появлялись в будущем. Но иногда страх побеждает. Это личная битва для стратега. |