Идеология порядка публикация - 2022-08-19 / cоздание - 2014-04-24 - из архива Распространение идеологии ч.2
Эффект грязной урны
Роль пропаганды идеологии крайне важна, если вы хотите сделать что-то всерьез и надолго. К сожалению, не все это понимают. Ни важность идеологии, ни важность ее распространения. Максимум говорят о методологии. Не более. Это все от слабости нашей, которая не позволяет вылезти за рамки рутины и посмотреть на окружающий мир несколько шире...
Я уже писал об идеологии. Об ее значении. Даже формулу некую вывел для понимания проблемы. ИДЕОЛОГИЯ = ИДЕЯ + МЕТОДОЛОГИЯ. Проще говорить о методологии, а вот для того, чтобы говорить об идеологии, надо иметь мужество. Ведь вам необходимо будет озвучивать свою идею, в которую вы верите. А на это далеко не все способны.
Ну, ладно. Сегодня речь не об этом. Сегодня я бы хотел поговорить о важности распространения идеологии. У вас может быть идеология, но для того, чтобы идея проникла в массы, захватила ее и стала направлять, необходимо ее грамотно распространять. Пропагандировать.
«Как мы думаем, так и живем». Конечно, может быть и наоборот. «Как нас загибает система, так мы и думаем». И такое тоже имеет право на жизнь. И, как правило, оно преобладает. А для творческого развития нам интересен не кнут, а мотив. Идея, которая движет массами.
Если посмотреть какие механизмы для пропаганды существуют в мире, то к ним можно отнести: газеты, книги, рекламу, интернет, встречи, митинги… Их немало. Ими надо уметь пользоваться.
Как правило, на производстве пропаганда используются крайне узко и неэффективно. Есть газеты, сайты, встречи… Вроде бы любую идею можно донести. А теперь взгляните, как дела по пропаганде идеологии обстоят у вас, и честно ответьте на вопрос: «Насколько она эффективна?». Вроде бы и материал нужный. Красивые фотографии. Частая подача. Но что-то не то. Почему-то кажется, что все впустую. Задумайтесь, насколько ваш информационно-психологический посыл доходит до людей. Или все же не доходит? Так в чем же дело?
Информация неинтересна! Она красивая, с изобилием различных эффектов, но она стандартная. Она не привлекает внимание. Она проходит впустую.
Сейчас в информационный век, данные поступают нескончаемым потоком. Наше сознание не способно переварить такой объем. Вот оно и выполняет селекцию. Блокирует большую часть. Это защитная функция. Бурное развитие информационных технологий резко изменяет наше восприятие. Жизнь становиться динамичной. Чтобы выжить и победить, вроде бы мы должны воспринимать максимум информации, но сознание ограничивает ее. Что делать?
Смотрю на своего сына и дочь. Другое поколение. Информацию воспринимают по-другому, нежели чем я. Книги читают меньше. Меньше тратят времени на поиск информации. Меньше вдумываются, как устранить проблему – ведь решение есть в интернете. Другое мышление. Они не тупее. Что до развития информационных технологий, что после, сознание пропускает одинаковый объем информации, но она качественно другая. Она уже готовая к восприятию. Ее не надо обдумывать. Бери и пользуйся. Твоя задача только выбрать наиболее интересную для тебя информацию. И вот в этом заключается принципиальное различие. Раньше ты много усилий затрачивал на добычу необходимых данных. Сейчас ты выбираешь информацию из множества доступных вариантов. И этот выбор зависит от качественных характеристик материала: простота, доступность, яркость, нестандартность… Такой материал действует уже не только на уровне сознания, но и подсознания, оказывая влияние на восприятие в целом.
Если раньше для того, чтобы совершить революцию достаточно было регулярное издание газеты и более-менее внятное изложение идеологии, то сейчас просто так не получится. Если вы хотите достучаться до людей, уже недостаточно просто подавать информацию, за их внимание нужно бороться. Только так. И в этом есть суть эффективной пропаганды на текущий момент.
А теперь вернусь к названию статьи «Эффект грязной урны». Что за эффект-то такой? На одном предприятии мы решили распространять идеологию через ряд инструментов: сайт, автоматизированная система обучения, стендовая визуализация, академия ПС, личные презентации… Так вот, когда начали запускать сайт, целью которого было динамичное распространение идеологии среди рабочего коллектива, мы столкнулись с проблемой эффективного доведения информации. Недостаточно просто дать информацию, необходимо еще и привлечь внимание пользователей. К проблеме отнеслись серьезно. Анализировали счетчики посещений. Получили интересные зависимости. Чем стандартнее материал, тем меньше посещений, пусть даже оформление красочное. Чем сложнее подача информации, тем меньше интерес. Чем больше жизни, пусть даже она не совсем где-то приятная, тем больше «кликов». Как- то в одном из материалов на первой страничке расположили фото «грязной урны», которое сделали на очередном обходе производственных участков. Грязная урна — это плохо. Своего рода характеризует среду обитания, менеджмент и людей производственного участка. Но такова жизнь. В этом ее реальность. Показали грязную урну, а внутри посыл – это плохо. Так вот счетчики зашкаливали. Я называю это «эффект грязной урны».
Идеологию важно эффективно распространять. Простые методы доведения информации уже не работают. Необходимо научиться бороться за внимание людей. |