Идеология порядка
публикация - 2023-11-27 / cоздание - 2014-05-07 - из архива
Визуализация «Проектов улучшения»


Есть такое понятие как «хозяйский подход». Фраза емкая и о многом говорит. Не буду сильно в нее углубляться, дам простое определение.

«Хозяйский подход» — это когда человек, придя на работу, не только выполняет план, но и еще что-то постоянно улучшает. Вот так просто. Но зато понятно. Что-то сломалась – отремонтировал, где-то подсмотрел как работать легче – стал применять у себя, у кого-то плохое настроение – приободрил… Пусть небольшое улучшение, но каждый день, каждым работником. Только так прививается «хозяйский подход». Только так вовлекается в развитие персонал.
В процессе внедрения «хозяйского подхода» важен запрос на улучшения от лидера. Лидер должен объяснить коллективу, что такое улучшение и какие есть механизмы его внедрения. Он должен поставить цели по улучшениям. Он же должен помочь при необходимости в их реализации.
Улучшение – это вид деятельности, который позволяет снизить потери, повысить производительность, улучшить условия труда, производственные отношения…
На нашей площадке мы применяем три механизма внедрения улучшений:
Рацпредложение. Отголосок советских времен. Если работник сделал какое-то улучшение, которое привело к реальному экономическому эффекту, то он получает вознаграждение. Хороший инструмент, но при условии, если максимально упростить процедуру оформления и оценки эффекта.
Проекты улучшений в формате А3. Это своего рода форма коммуникации ресурсодержателей и работников, которым необходимы ресурсы для реализации улучшения. Например, люди хотят отремонтировать своими руками помещение, но им необходимы материалы. Лидер предлагает работникам: «если вы хотите реализовать улучшение, оформите идею на одном листе бумаге, поделенном на четыре части: первая – описание идеи, вторая – текущая ситуация, третья – целевая ситуация, четвертая – какие действия необходимо выполнить, и кто ответственный». После оформления в таком формате лидер дает возможность собраться вместе: он, координатор и команда проекта, ресурсодержатели. И помочь в реализации проекта.
Экспресс улучшения. В системе должен быть также очень простой механизм реализации небольших улучшений: для тех случаев, которые не реализуются в рамках рацпредложений и проектов улучшений в формате А3. Он должен быть настолько простой, чтобы у людей не вызывать отторжения, но при этом позволял бы быстро эффективно обозначать и визуализировать улучшения. Экспресс улучшение – это две фотографии: было и стало на одном листе. Просто и эффективно.
Что касается целей по количеству улучшений, то здесь следует придерживаться здравого смысла. Далеко не у всех людей «хозяйский подход в крови». И они самостоятельно не хотят его применять. К этому надо аккуратно подтолкнуть. Начать с малого. Сделать на участке одно улучшение. Потом второе, третье… Показать личный пример и заинтересованность. Далее с целью системного подхода, надо поставить цель, сначала незначительную. Постепенно втянуть в людей. Дать им привыкнуть. Потом цель надо повышать и смотреть на реакцию персонала. Если вы настойчивы и разумны, то на участке начнет изменяться культура, появится «хозяйский подход». Со временем актуальность постановки целей по улучшениям снизится.
На начальном этапе важна сравнительная визуализация исполнения целей по улучшениям в динамике. Это здорово стимулирует к активности линейных руководителей. Они в свою очередь стимулируют к улучшениям свой персонал. Да, сначала начинается гонка за количеством. Ничего страшного. Надо придать акцент улучшениям. Но постепенно надо смещать внимание на качество реализации улучшений. Если по факту большая часть персонала включится в улучшения, то рано или поздно, вслед за стимулами, появятся и мотивы: хорошие условия труда, хорошие производственные отношения, интересная жизнь, повышение производительности труда и как следствие рост заработной платы.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=180622