Идеология порядка публикация - 2024-07-01 / cоздание - 2014-05-27 - из архива «Мобильные стандарты»
Здесь надо прервать чтение, остановится и задуматься. Мы привыкли делать ставку на уникальных специалистов. Они могут сформировать уникальную идею и помочь решить сложные бизнес-проблемы: кризис-менеджеры, «яйцеголовые», рабочие умельцы. Такой процесс естественен. Появилась проблема, бизнес ищет человека, который может ее решить. Так в чем же подвох? Дело в том, что уникальный специалист устраняет форс-мажоры, перекосы в системе, «аварийные ситуации». Борется со следствием, а не с причиной.
А в чем причина большинства «аварийных ситуаций»? Сделайте непредвзятый анализ, будьте честны сами с собой, и вы придете к интересному выводу: «кто-то что-то сделал неправильно». Планировщик, менеджер, рабочий… В конце концов, неправильно принял решение.
В «аварийных ситуациях» всегда виноват человек. Случайностей не бывает. Мы не должны на них ссылаться. Иначе все проблемы и потери будем списывать на них.
Ключевой фразой здесь становится «кто-то что-то сделал неправильно». Что значит «сделал неправильно». И вот тут-то мы заходим в тупик. Мы начинаем ссылаться на технологические инструкции, технические карты... Но там практически нет описания действий. Общее описание технологии, критические цели и коридоры отклонений. А вот как обеспечивается процесс и цели в действиях, этого нет. Соответственно, понятия «правильное действие» тоже нет. Не выполнил план, цели процесса – виноват. Игра в одни ворота. Один раз нашли виновного, второй раз, в третий - нанимаем дорогущего уникального специалиста, чтобы он решил проблему. Проблему в конце концов снимаем, но мы не устраняем причину, которая к ней привела. Она заключается в отсутствии стандартов действий.
Опять призываю прервать чтение, остановится и задуматься.
Любое действие можно стандартизировать. Способов множество. Главное, чтобы оно было зафиксировано. Форм много: на бумаге, на фото, на видео, последовательность действий для одного или для многих, логика принятия решения… Любое осознанное действие можно стандартизировать. У меня еще не было случая доказать обратное, хотя стоит признать, когда начинал свой первый проект по стандартизации, были сомнения.
Если действия рабочих и специалистов будут реально стандартизированы, то количество неправильных действий, «аварийных ситуаций» резко снизится. Результат при выполнении стандартов действий будет воспроизводиться.
Если все же «аварийные ситуации» остаются, это говорит лишь о том, что стандарт действий не полностью отражает «правильные действия». Их надо найти и зафиксировать. Так происходит развитие.
Прервите чтение, остановитесь и задумайтесь.
Я сделал свою карьеру как уникальный специалист. Для меня «стандарт» было пустое слово. Если бы были эффективные стандарты, то во мне бы не было нужды. Но когда мне поручили заняться совершенствованием в целом бизнес-системы, я понял, что без стандартов действий, не будет стабильности и … развития. Для развития нужна стабильная база, ступенька от которой можно оттолкнуться. Иначе как на минном поле. Попал или пропал. С одной стороны, я против стандартов, так как они ограничивают творческий процесс, с другой – сторонник, так как без них не будет стабильного развития. Поэтому я за «мобильные стандарты», которые не ограничивают творческий процесс.
«Мобильные стандарты» позволяют согласовать интересы уникальных специалистов и бизнеса. Уникальный специалист должен работать не на устранение «аварийных ситуаций», а на их предупреждение путем совершенствования стандартов. К тому же такой подход позволяет вовлечь в развитие максимальное количество работников: дело в том, что у нас уникальных специалистов среди персонала много, просто надо сформировать механизмы для их вовлечения.
Работа по стандартам не в нашей культуре. У нас нет таких ограничений как у японцев, корейцев, китайцев, немцев…Зачем нам напрягаться? У нас все есть: большие территории, громадные природные ресурсы. Но мировая конкуренция растет, и она нас не обойдет. Она заставит нас быть эффективным, конкурентоспособным. Хотим мы этого или нет, нам придется перестраиваться. Лучше было бы, если процесс трансформации был постепенным и плановым. Но на практике получается по-другому. Мы начинаем шевелиться, когда гром грянет, но времени и сил может не хватить... Поэтому я придаю такой большой акцент стандартизации процессов – как осознанному стратегическому направлению развития. Если «активная среда» направлена на вовлечении персонала в развитие, «идеальный поток» - на финансовый результат, то «мобильные стандарты» на закрепление достигнутого результата. |