Идеология порядка публикация - 2021-03-27 / cоздание - 2014-06-01 - из архива «Мобильные стандарты»: тонкие моменты
Отношение собственников к бизнесу
Я работал в компании, в которой собственник относился к персоналу как к наемной рабочей силе. Есть бизнес, а есть личные отношения. Он их жестко разводил. Обезличивал бизнес. Ставил амбициозные цели и задачи даже тогда, когда прибыли были очень большие.
Мне также довелось работать в компании, где у акционера к персоналу было другое отношение. Он относился к своим работникам не как к наемной рабочей силе, а как к друзьям, партнерам, соратникам. Личные отношения и бизнес тесно переплетены. Собственник сам участвует в операционной деятельности, пытается вникнуть в проблемы, помочь в их решении.
Первый акцентируется на «кнуте», второй на «мотивации». Если вы читали статью книги «стимулы и мотивы», то думаю понимаете, к чему я клоню. Если постоянно «кнутом», то это плохо, так как персонал начинает выживать, но при этом не реализовывается его творческий потенциал. Если «мотивом», тоже ничего хорошего, одни идеи, а дисциплина слабая.
Как- то при разговоре с одним из ключевых технологов мы задели тему отношения собственников к своему бизнесу. А он работает во второй компании. Вроде бы должен быть всем доволен. Человеческое отношение акционеров, прислушиваются к мнению, учитывают его при работе. Но в его словах была критика: «Бизнес и дружба должны быть разведены. Это часто мешает эффективно работать. Личные интересы порой перевешивают цели бизнеса».
С другой стороны, работая в компании с жесткими ограничениями, все мысли заняты выживанием. Да, это мобилизация, это стандарты и дисциплина. Но для творчества тоже должно оставаться время. Иначе будет только выживание. А мы должны стремиться к победе. Нужны новые идеи, новая реальность, новые методы и инструменты.
Две крайности. Две правды. Важен баланс. Между ограничениями и свободой в действиях. Важен стимул, но необходимо, что он приводил к мотивации.
Совместная разработка стандартов
Как «вытянуть» уникальные знания из головы работников и зафиксировать их? Как определить лучшую практику? Как вовлечь персонал в поиск проблем? Как простимулировать рабочих и менеджмент переосмыслить свою работу? Как стандартизировать работу, чтобы проблемы не появлялись вновь?
Мы решаем эти проблемы путем «совместной разработки стандартов». В группе, в команде. При возникновении проблем. При появлении хорошей идеи. По инициативе старшего мастера, бригадира и инженера процесса.
Здесь важна коллективная работа. Работники должны осознавать важность стандартизации. Лидеры использовать любую возможность для стандартизации.
Только совместно, в команде можно эффективно решить проблему: найти причину, определить эффективные решения, стандартизировать, принять к неукоснительному исполнению. |