Идеология порядка публикация - 2022-12-01 / cоздание - 2014-06-03 - из архива Стандарты - это не только технологические инструкции
С советских времен у нас закрепилась практика описания технологии в технологических инструкциях. ТИ. Как правило, ее разрабатывали специалисты НИИ, а потом по мере изменения на практике доукомплектовывали «технологи из прошлого».
Так я называю людей, которые длительное время отработали на каком-то производстве, а по старости ушли в технологический отдел. Там они «передают опыт» путем изменения технологических инструкций. Вроде бы все логично. Опыт нужно фиксировать в стандарте. Но, если взять эту инструкцию, и попробовать ее воспроизвести в действиях, то уверяю вас, технологии не получится. Очень много требуемой информации остается за гранью. Вот и вынуждены развивать институт наставничества, который передает знания и опыт от человека к человеку. Но этот процесс имеет немало существенных минусов:
- не факт, что опыт передается лучший;
- если человек уволится, переведётся, извините за слово - умрет, знания могут просто потеряться;
- очень низкая оперативность транслирования знаний и навыков.
По мере ужесточений требований к качеству, технологические инструкции стали разбивать на более простые стандарты, которые позволяют более детально описать технологию. Сначала появились технические регламенты или технические карты, карты контроля, описывающие технологические цели и коридоры допуска. Потом из-за рубежа пришло понятие стандартных операционных процедур, которые описывают элементарные действия. Так жизнь заставила декомпозировать ТИ на простые и понятные для работников стандарты. Как пример простого стандарта приведу процедуру чистки кофемашины. Не простая оказывается задача. Порядка 15 действий. Если их точно не выполнить, работоспособность многих кофемашин заканчивается на первом году жизни. Отвозить каждый раз к производителю чистить оборудование накладно. Поэтому разработчики сделали простой и внятный стандарт действий, который позволяет любому обывателю выполнить довольно сложную технологию чистки. Они сделали просто. Каждое действие сфотографировали, расположили в четкой последовательности и где необходимо дали уточнения.
Уровень детализации ТИ на разных заводах разный. Все зависит от требований по качеству и уровня развития производственной системы. На вопрос представителям лучших заводов: «На сколько у вас развита стандартизация?», отвечают – «80-90%». То есть детализация действий обеспечивает воспроизводимость результата не на 100 процентов. Да, они стремятся поднять уровень стандартизации, но форс – мажоры остаются.
Для того, чтобы достичь 80% уровня стандартизации, а это хороший уровень, необходимо детализация технологии:
- по технологическим параметрам: цели, допустимые коридоры…;
- по действиям для конкретного оператора: четкая последовательность понятных операций для одного человека;
- по действия для команды операторов: четкая последовательность понятных операций для группы работников, обеспечивающая их согласованную работу;
- по принятию управленческих решений: блок схема принятия решения, как у программистов, с тем лишь отличием, что это может касаться не одного человека, а многих; блок схема необходима там, где появляется слово «если»;
- по взаимодействию между работниками: описывается условия и простые действия при совместной работе.
Декомпозиция НТД позволяет существенно повысить оперативность развития стандартизации за счет оперативного тиражирования лучших практик. Если вы попытаетесь все описать в одной технологической инструкции, боюсь толщина этого документа будет невообразимой. Толстый «неповоротливый» томище по технологии. Низкая оперативность его развития. Для того чтобы внести в него изменение, потребуется длительное время. Его на все рабочие места не распечатаешь. А если и распечатаешь, то это будет нелепо. Представьте, какой-то оператор копается в толстенном томе технологической инструкции. Нерационально.
Поэтому выбор за вами. Стандартизация тогда будет эффективной, когда система не слишком сложная. Одна операция – один листок с описанием действий. Просто и понятно. |