Идеология порядка публикация - 2022-06-28 / cоздание - 2014-06-08 - из архива Автоматизированная система обучения
Повсеместное внедрение стандартов действий приводит к очень большому количеству нормативно-технологических документов. Простых, понятных и эффективных. На один, два, три листочка. Но их много. Десятки тысяч для крупной компании. Как эффективно управлять таким массивом стандартов? Как оперативно их совершенствовать? Как оперативно обучать при создании либо их корректировке? Решить эти проблемы позволяет автоматизация.
В свое время мы идею автоматизации обучения «подглядели» у европейцев и реализовали сами. И не на одной производственной площадке. И даже не на одной программной базе. В одном случае мы полностью с нуля разработали и внедрили свою автоматизированную систему. В другом – смогли преобразовать модульное обучение в SAP в динамическую систему обучения.
Мы стали применять современные технологии: компьютеризировать рабочие места, обучать людей компьютерной грамотности. Разработали концепцию автоматизированной системы обучения и внедрили ее. Она включает в себя несколько основных блоков:
- Блок управления стандартами
Он нужен для ввода новых документов, замены устаревших, архивирования, хранения в соответствии с четкой структурой нормативно-технологической документации, назначения стандартов персоналу в зависимости от его роли.
- Личный кабинет работника
У каждого работника должен быть личный кабинет, с фотографией, которая сопоставляется с процессом обучения: если человек не обучается - он в красном, иначе – в зеленом. Срабатывает психологический эффект. Стимул обучаться. В личном кабинете у работника все стандарты, по которым он должен пройти обучение согласно своей квалификации: изучить стандарт и пройти тест. Так он подписывается под тем, что изучил стандарт.
- Адресное назначение стандартов
В личном кабинете находятся только те стандарты, которые соответствуют роли работника. Технология, безопасность, ремонты… Как правило, при хорошем уровне стандартизации - 30-60 стандартов. При этом общее количество на предприятии достигает десятки тысяч. Адресное назначение осуществляется при вводе в систему нового либо измененного документа.
- Система случайных тестов
Понятно, что лучшее обучение — это либо в команде/бригаде, при совместной разработке стандартов, либо с помощью эксперта или лидера. Автоматизированное обучение – механистическое. Без эмоций. Разве что есть цветовая окраска. Тем не менее, сдача тестов позволяет «прогнать» через сознание работника стандарт. Сдача теста как бы говорит работнику: ты прочитал стандарт, сдал экзамен, система считает, что ты его знаешь, и при неисполнении к тебе будут применяться меры дисциплинарного взыскания. И не сдать нельзя, а сдал экзамен, подписался под тем, что принимаешь правила игры.
Для того чтобы основательно прогнать требуемый материал через работника, тесты постоянно «перетасовываются» по случайному закону. Например, есть 15 вопросов по стандарту с вариантами ответов. На экран выводится в случайном порядке 10 вопросов, со случайной перетасовкой еще и ответов. 90% сдача – означает, что стандарт зачтен. Красное превращается в зеленое. Если внимательно не изучил стандарт, сдать практически экзамен по стандарту нереально. Так «закрепляется» стандарт в сознании у работника.
- Система аудита и контроля за процессом обучения
Для того чтобы автоматизированная система обучения работала, необходимо раз в месяц делать сравнительную визуализацию процесса обучения по участкам. В ней важно ставить оценку развития обучения в подразделении, применяя принцип «светофора». Фото лидера. Красный-желтый-зеленый. Рассылка по почте. Либо на сайте. Либо при докладе директора по персоналу. Копия – управляющий директор. Он должен придавать этому серьезное значение. При необходимости принимать меры. Иногда жесткие. Такой подход реально работает.
Люди по своей природе стремятся подчеркнуть свою уникальность. Работа по стандартам и постоянное обучение напрягает их. Но иначе нельзя. Работа должна быть системной. По стандартам. Только так достигается требуемая дисциплина и соответственно качество процесса. Творчество не возбраняется. Появилась лучшая практика – совершенствуй стандарт. Только так.
Важным компонентом при внедрении автоматизированной системы обучения является организация аудитов на реальное умение пользоваться АСО. У вас компьютер может выдавать отчет о 90% обучении. А на самом деле, может случиться так что «молодые сдают за стариков». Поэтому на этапе запуска автоматизированной системы обучения потребуется организовать аудит «как самостоятельно работники изучают стандарты»: достаточно раз в неделю по одному из участков. Подразделение, отвечающее за развитие персонала, должно приходить на производственный участок, выбирать в случайном порядке три – пять работников и предлагает им при их контроле сдать тест по одному из стандартов. Результаты аудитов визуализируются. Для стимулирования. Поначалу многие на компьютере не могут работать, не говоря уже про обучение в специализированной программе. Но по мере обучения компьютерной грамотности, понимания работниками важности стандартизации, аудиты с каждым разом приводят к лучшим результатам. Внешние аудиты необходимо делать до тех пор, пока не будут исключены случаи сдачи экзаменов сторонними людьми. |