Идеология порядка публикация - 2022-09-26 / cоздание - 2014-06-14 - из архива Эффективный контроль: встроенный контроль
Самоконтроль – эффективная форма контроля. Но, к сожалению, полностью охватить им все производство не получается. Что же делать? Не контролировать нельзя, есть вероятность сбоев. Нанять дополнительно менеджмент и контролеров? Тоже не вариант. Приводит к снижению прозрачности системы и низкой оперативности в принятии управленческих решений. Так что же? Есть несколько известных мне способов организации так называемого «встроенного» контроля - контроля внутри процесса: «клиент-поставщик», автоматический контроль, процессное управление. Про них мы и поговорим.
Всегда виноват человек
Когда возникает проблема, то, если причина не найдена, как правило, ищут «крайнего». Меня всегда это возмущало. Нашли «крайнего», а причину проблемы не устранили. Для персонала «неконструктивный стимул», для бизнеса – потери. Внутреннее отторжение привило негатив к таким наказаниям. Все мое существо кричало: «Человек не виноват». В попытке решить эту проблемы я освоил системный анализ, разные методологии работы с проблемами, посвятил этому очень большой период времени и пришел к выводу, что… «всегда виноват человек».
«Всегда виноват человек». Не качество сырья, не работа оборудования, не технология… Человек. Сырье, оборудование и технология само по себе не создают проблемы. Процессами управляет человек. И только он «виноват» в своих проблемах. Кто-то не разработал эффективную технологию, кто-то неправильно спланировал поставку сырья, кто-то неправильно отремонтировал оборудование… Когда у вас возникает проблема, виновато не сырье, технология, оборудование. Всегда «виноват» какой-то человек. Когда ищешь причины проблем, корневая первопричина – человек. Просто надо понять какой. Надо найти его, понять, что он сделал неправильно и откорректировать его действия. Лучше стандартизировать, чтобы проблема впредь не появлялась.
Со временем я осознал важность стандартов. Здесь тоже не все было так просто. Сначала познакомился с ТИ – технологической инструкцией. В ней описана технология процесса. Вроде бы достаточно. Но когда я нашел человека, который вероятно «накосячил», я ничего ему не смог предъявить. Белое пятно. Вся технология была у него в голове, а не в инструкции. Инструкция описывала только вершки. Не понятно, какие цели и действия при его работе являются правильными. Их в инструкции нет. Поэтому обратился к следующему стандарту – технологическому регламенту, где указывались цели и коридоры параметров. Стало проще: появилась проблема, посмотрел, выполнил ли рабочий цели, если нет - наказал. Но почему-то рабочий начинал возмущаться. И проблема почему-то не уходила. Опять наказываем рабочего. А толку нет. Опять твержу себе - всегда «виноват» человек. Что-то неправильно сделано. Оказывается, он не может в силу каких-то причин достигнуть эти цели. Не понимает, как. На помощь пришел другой стандарт. Стандарт действий. Стандарт, который описывает, как достигнуть поставленные цели. После этого часть проблем ушла, а часть осталась. Часть действий не смогли описать простыми стандартами. Дело в том, что есть два вида действий, одно – физическое, другое - управленческое. Понятно, когда нужно выполнить последовательность действий. А когда ситуация однозначно не определена? Когда слишком много условий. А в жизни, как правило, так и бывает. Здесь на помощь пришли программисты. Их блок-схемы для написания программного кода. Там сплошь и рядом программирование неоднозначных операций. Блок-схема принятия действий. ЛПР – логика принятия решений.
Всегда «виноват» человек. Когда возникает проблема, какой-то конкретный человек в потоке создания ценности что-то сделал неправильно. Его надо найти. Определить, что он сделал неправильно и стандартизировать правильные действия.
Сегодня я часто наблюдаю, как технологи работают с проблемами. Выдвигают кучу гипотез. Сырье, оборудование, технология… Делают акцент на следствиях, а не причинах. На целях, а не действиях. Но «виноват» всегда человек. И первопричина всегда «неправильное» его действие. А если нет стандартов действия? То вы управляете следствиями, а не причинами.
Простая суть, но как долго она до меня доходила. |