Идеология порядка
публикация - 2022-06-03 / cоздание - 2014-06-19 - из архива
Эффективный контроль: что же это такое?


Что такое качество? Есть качество продукции, а есть качество процесса, из которого складывается как качество продукции, так и другие показатели эффективности бизнеса.

Что такое качество процесса? В традиционной системе - уникальные специалисты. В эффективной производственной бизнес-системе работа персонала стандартам, соответствующим лучшим практикам, на каждом переделе. Первая в конкуренции со второй себя потихоньку изживает.
Качество процесса – это работа по стандартам стандарты. Стандарты, как по управляемым целям, так и действий, включая логику принятия решений. И не просто стандарты – мобильные стандарты. То есть стандарты, в которых отражаются лучшие практики.
Когда мы говорим про стандартизацию на практике, здесь важно принятие концепции обеспечения качества за счет стандартов. А это значит, что должны быть стандарты не только целей, но и стандарты действий, которые позволяют их выполнить. Цели охватывают лишь малую часть процесса. Действия составляют ее основу. Думаю, что более 90%.
Лучшее качество достигается стандартами с лучшими практиками. Лучшие практики нужно научиться извлекать. Это возможно путем вовлечения непосредственно исполнителей в процесс разработки. Разработка стандартов должна быть совместной.
Сколько действий, столько и стандартов. Их очень много. Поэтому важна простая и эффективная система управления и обучения. Хорошо достигается за счет децентрализации процесса разработки на уровень исполнения и автоматизацией обучения.
Держателем стандартов является непосредственно конкретный технолог. Их много. Управление их деятельностью хорошо достигается с помощью средств автоматизации.
Все, о чем было сказано – лишь база для внедрения стандартизированной работы. Не более.
Что нужно сделать для того, чтобы человек работал по стандарту? Очень часто слышу – усилить контроль. Увеличить количество управленцев и контролеров. Но опыт показывает несостоятельность этой идеи. Да, сначала с увеличением «контролеров» качество начинает улучшаться, но потом оно почему-то начинает ухудшаться. Вернее, на бумаге продолжает улучшаться, а в жизни ухудшение. Причина – снижение прозрачности системы. У каждого «контролера» свои интересы. Мастер смены, старший мастер, начальник цеха не заинтересован поднимать проблему, так как бумерангом она пройдется по нему.
Что нужно сделать для того, чтобы человек работал по стандарту? Три вещи – делегирование ответственности исполнителю, мотивация работника снижать потери и жесткие ограничения: «За процесс отвечает рабочий. Все в его руках. Если он хочет повысить свою заработную плату, то у него есть такая возможность путем снижения потерь. Но снижение потерь должно отражаться в стандартах. Если такой стандарт исполняется, то рабочий получает соответствующую оплату труда. Стимулы и мотивы на практике».
Это философия встраивания контроля в производственный процесс.
Итак, какой контроль самый эффективный?
- Самоконтроль. Как его реализовать на практике? Внедрять командную, бригадную организацию работ, которая изначально включает в себя элемент жесткого взаимоконтроля, а на перспективу рождает в людях ответственность друг перед другом, что обязывает работника четко исполнять порученные ему обязательства.
Какие еще есть виды эффективного контроля?
- Встроенный контроль. Их разделяют на три вида – контроль клиентом поставщика, сквозной процессный контроль, внутренние аудиты. В первом случае клиент не допускает дефект или брак на свой передел. Для этого должны быть разработаны простые и четкие правила игры. Во втором – в процессе должны быть технологи, которые занимаются организацией эффективной работы в рамках всего потока создания ценности. Например, инженера процесса. Их задача - оперативный анализ отклонений, поиск причин, стандартизация лучших практик, обучение персонала. Роль внутренних аудитов заключается в выявлении системных проблем и лучших практик. Лучшей формой аудитов является команда из лидеров и специалистов подразделения. Организация автоматического контроля также является элементом встроенного контроля, но это лишь инструмент.
Какие еще есть виды контроля?
- Внешний независимый контроль. Мы никогда не уйдем от независимого контроля. Да, минимизировать его можно и нужно, но уйти нельзя. Это как в структуре управления государством, основанной на демократических принципах. Есть законодательная, исполнительная и судебная власть. Без судебной или контрольной власти система не работает. Это противовес. Ее задача формировать конструктивный конфликт между исполнительной и законодательной властью. Если его не будет, то будет диктатура, которая, как правило, приводит к низкой прозрачности системы и ее неспособности эффективно решать проблемы на уровне простых обывателей. ОТК будет всегда. Но его нужно стремиться минимизировать.
Из моего опыта, стандартизированная работа на практике рождается в условиях сильных ограничений. Если коллектив мобилизован выжить, то он трансформируется к наиболее эффективной деятельности. Но здесь стоит понимать, что трансформация болезненна и не всякий коллектив способен ее выдержать.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=180551